Танк (английский tank, основное значение — цистерна, бак), боевая гусеничная полностью бронированная машина. Т. способен в
огневом бою эффективно поражать различные цели, обладает надёжной броневой и специальной защитой от средств поражения и
высокой подвижностью на местности; может преодолевать препятствия и заграждения.
Первые проекты боевой бронированной машины, названные впоследствии Т., были предложены в России (1911—15) инженерами В. Д.
Менделеевым, А. А. Пороховщиковым, А. Васильевым, в Великобритании Де Молем (1912), в Австро-Венгрии Г. Бурштыном (1913),
но они не получили развития, хотя боевая машина Пороховщикова («Вездеход») была изготовлена в мае 1915. Англичане к осени
1916 создали несколько десятков Т. («Марка-1») и 15 сентября первыми применили их в сражении на р. Сомма (32 машины) во
время 1-й мировой войны 1914—18.
Первые английские Т. представляли собой стальную клёпаную коробку ромбовидной формы с чугунными, позже стальными
гусеницами, имели на вооружении 2 пушки и 4 пулемёта (позже 2 пушки и 5 пулемётов), броня защищала от пуль и лёгких
осколков снарядов. Экипаж вёл наблюдение через незащищенные щели. Скорость хода Т. вне дорог составляла 1—3 км/ч.
Французские Т. «Шнейдер», «Сен-Шамон», впервые примененные 16 апреля 1917в боях под Шмен-де-Дам, отличались от английских
главным образом формой корпуса, вооружением, расположением гусениц, наличием подрессоривания корпуса. В ходе войны
Франция в основном производила лёгкие Т. «Рено». У немцев первые образцы Т. (A-7-V и A-7-UU) появились в 1918 (по
конструкции они были аналогичны тяжёлым английским Т.). К концу войны в США выпускались английские тяжёлые Т. «Марка-V» и
«Марка-VIII» с американскими двигателями, а также французским «Рено».
За время войны было выпущено в Великобритании — 2900, Франции — 6200, США — 1000, Германии — 100 Т.. После
войны ведущими иностранными государствами по производству Т. были Великобритания и Франция, а с 30-х гг.— Германия (после
прихода к власти фашистов).
Первый советский Т. вышел в испытательный пробег 31 августа 1920. Он получил название «Борец за свободу товарищ Ленин».
С 1928 начался выпуск лёгких танков МС-1 («малый, сопровождения, образец первый»). Они были тихоходными, с небольшим
запасом хода. МС-1 применялись во время советско-китайского конфликта 1929. В 1931—39 было налажено производство малых
(Т-37), лёгких (Т-26, БТ), трёхбашенных средний (Т-28) и пятибашенных тяжёлых (Т-35) Т.. Несколько башен
ставилось с целью усиления огневой мощи Т. Основными Т. были лёгкий тихоходный гусеничный Т-26 и быстроходный
колёсно-гусеничный БТ. Т-26 и БТ применялись в боевых действиях у озера Хасан, на р. Халхин-Гол, в советско-финляндской
войне 1939—40, а также в начале Великой Отечественной войны 1941—1945. К 1940 были созданы новые образцы Т.: малый Т-40,
лёгкий Т-50, среднийТ-34 и тяжёлый КВ, которые по боевым свойствам значительно превосходили предшествующие им отечественные
и однотипные зарубежные Т.
Основными типами Т. во время 2-й мировой войны 1939—45 были средние Т., роль тяжёлых Т.
возрастала, а лёгких снижалась, и их производство в ряде стран (СССР, Германия) прекратилось. На базе Т. во время войны
были созданы самоходно-артиллерийские установки (САУ). В 1939—45 было выпущено Т. и САУ: в СССР (с 1.7.1941 по 30.6.1945)
— 95 099, Германии — 65 100, США — 103 096, Великобритании — 25 160, Канаде — 5815, Японии — 3648.
С 60-х гг. в результате сближения основных боевых свойств средних и тяжёлых Т. стали выпускать один основной тип Т.,
предназначенный для решения широкого круга боевых задач. Во многих странах на вооружении находятся также лёгкие плавающие
Т., предназначенные главным образом для разведки, и Т. усиления с ракетно-пушечным вооружением
(например, танк М60А2 в США).
Основные части современного Т.: броневой корпус, башня, комплекс вооружения (основное и
вспомогательное оружие, комплект боеприпасов), а также приборы наблюдения, прицеливания и др. устройства, силовая
(моторная) установка, силовая передача (трансмиссия) с приводами управления, ходовая часть, электрооборудование,
средства связи, системы противопожарного оборудования, противоатомной защиты и др. Корпус и башня Т. объединяют в
единое целое все его составные элементы и предназначены также для защиты экипажа, агрегатов и топлива от боевых
поражений и повреждений при преодолении препятствий. В башне монтируется основное вооружение. Вращение башни производится
при помощи ручного и электрического или электрогидравлического приводов. Корпус и башня Т. изготавливаются из легированной
броневой стали. Корпус, как правило, выполняется из катаных броневых листов, соединённых при помощи сварки, иногда
применяются и цельнолитые корпуса (например, у американского танка M60AI). Башни обычно бывают литыми, реже встречаются
сварные. Т. имеют противоснарядное бронирование, а лёгкие — противопульное. Внутренние объёмы корпуса у современного Т.
делятся на отделения: управления, в котором находится механик-водитель; боевое, где размещаются командир Т., наводчик
орудия, заряжающий, а также полный комплекс вооружения Т.; силовое (моторно-трансмиссионное). Топливо, как правило,
находится в баках, располагающихся во всех отделениях, а иногда и в дополнительных баках снаружи Т..
Основное оружие — специальная пушка, вспомогательное — спаренные с пушкой и зенитные пулемёты. На основном типе Т.
устанавливается нарезная или гладкоствольная пушка 105 мм калибра и более. В комплект боеприпасов входят бронебойные,
подкалиберные, кумулятивные снаряды и снаряды с пластическим взрывчатым веществом (для разрушения сооружений и поражения
живой силы). Точность стрельбы достигается применением стабилизаторов вооружения в вертикальной и горизонтальной
плоскостях, приборов для стрельбы днём и ночью. Воздух очищается фильтро-вентиляционными установками. На Т. устанавливаются
специальные четырёхтактные и двухтактные поршневые двигатели жидкостного и воздушного охлаждения. Емкость внутренних
топливных баков до 1500 л, запас хода на одной заправке при движении по шоссе свыше 500 км.
В качестве механизмов поворота применяются многорадиусные механизмы, облегчающие поворот Т. при движении на высоких
скоростях, а в качестве приводов управления агрегатами трансмиссии — сервоприводы (особенно гидроприводы), облегчающие
управление движением. Органы управления поворотом вместо традиционных рычагов в некоторых конструкциях Т. выполняются в
виде штурвалов. Плавности хода на высоких скоростях движения достигают установкой мощных гидравлических демпферов
(амортизаторов). Для увеличения срока службы и кпд гусеничных цепей применяются траки с резинометаллическими шарнирами.
Герметизация позволяет Т. преодолевать с небольшой по времени подготовкой
броды глубиной до 2 м. При оснащении оборудованием для подводного вождения они преодолевают по дну водные преграды. Для
ориентирования на местности применяется навигационная аппаратура, включающая электронно-вычислительные курсоуказатели и
автоматические курсопрокладчики.
Т. разрабатываются с учётом изменения пушечного вооружения; увеличения толщины броневых деталей и придания наиболее
ответственным из них (прежде всего лобовым) больших углов наклона к вертикали и дифференцированного распределения толщин
брони в зависимости от вероятности поражения; повышения подвижности, увеличения удельной мощности, внедрения дизелей,
обеспечивающих более экономичный расход горючего, обеспечения многотопливности двигателей, увеличения ёмкости топливных
баков.